Отдел искусства и материальной культуры

Семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

25 октября 2023 года

Семинар из серии «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

Семинар из серии «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)» Семинар из серии «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)»

 
На семинаре прозвучал доклад доктора архитектуры, в. н. с. ИВ РАН, профессора Мархи, Марианны Юрьевны Шевченко «Нумерология в китайской традиционной архитектуре»

В докладе было отмечено, что первые проявления нумерологического мышления в архитектуре Китая датируются рубежом IV–III тысячелетий до н. э., и они были теснейшим образом связаны с традиционным дуалистическим мировоззрением, в основе которого лежало представление о двух равноценных противоположностях: силах инь и ян. В числовом выражении этот дуализм проявлял себя как противопоставление четных (инь) и нечетных (ян) чисел. А в геометрическом выражении — как формы квадрата (инь) и круга (ян). Геометрическое выражение сил инь и ян могло быть формально буквальным. Это относится к формам алтарей земли (квадрат) и неба (круг), или к структуре храма-дворца Минтан с квадратным нижним ярусом и круглым верхним. Однако было и косвенное выражение взаимодействия двух сил, породившее пропорцию 1: √ 2, так как такое соотношение имеет сторона квадрата к диаметру описанного вокруг него круга. Эта пропорция была описана в сунском трактате по строительству «Инцзао фаши», составленном в 1103 году. Также о важности соотношения размеров кругов и квадратов сказано и в астрономическом трактате «Канон расчета чжоуского гномона», который датируется приблизительно концом III века до н. э.

В ряду нечетных чисел в построении архитектурных объектов особенно выделялись числа3, 5 и 9; 3 — как образ соединения неба, земли и человека, 5 — как выражение пяти элементов у-син, из которых произошли все вещи на земле и 9 — как высшее однозначное число, которое тем самым стало символизировать власть императора.

Отдельный ряд чисел выражал принадлежность к аграрной тематике, что для традиционной культуры Китая было крайне важным. Так числа 4, 12, 24 были связаны с делением года на сезоны, месяцы и сельскохозяйственные периоды, а число 28 выражало число небесных созвездий, по которым регулировались полевые работы. Поэтому данные числа чаще встречаются в ритуальных постройках, связанных с земледелием, например, в храме Урожая в Пекине.

Доклад вызвал большой интерес слушателей и инициировал дискуссию и серию вопросов и ответов.


Электронный адрес для заявок докладов и справок о работе семинара — oimk.ivran@yandex.ru. Добро пожаловать!


Семинары «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ)» >>


 

 

В сентябре 2022 г. на базе Отдела искусства и материальной культуры начал работу семинар «Искусство Востока и Восток в искусстве».

Семинар призван предоставить площадку для широкого обсуждения проблематики изучения искусства и материальной культуры стран и народов Востока и Африки, равно как и отображения образа Востока в искусстве Запада. Семинар является продолжением международной конференции «Искусство Востока и Восток в искусстве (ИВВИ / АЕЕА)» От традиционных форм к современным арт-практикам “From Traditional Forms to Contemporary Art Practices” (https://www.ivran.ru/novosti-nauki?artid=210693), прошедшей в июне 2022 года и объединившей специалистов из музеев, располагающих коллекциями искусства Азии и Африки, исследователей из академических институтов, из научных и образовательных учреждений, занимающихся различными темами и периодами в истории искусства Востока от древних шумеров и египтян до современных кинематографистов стран Азии и Африки.

Среди актуальных направлений исследований, предполагающихся для обсуждения на семинаре и выходящих на передний план мирового искусствоведения и истории материальной культуры Востока, следующие:

  • Материальная культура Востока через призму археологических раскопок;
  • Раздвигая границы ойкумены: от искусства и материальной культуры Семи Долин к Великому Шелковому Пути;
  • Вопросы сохранения культурного наследия народов Востока и историческая память;
  • Музейные собрания, частные коллекции и выставки;
  • Объекты материальной культуры и ДПИ;
  • Искусство индийского и буддийского мира;
  • Художник на Востоке: дороги и перекрестки;
  • Современное искусство Востока;
  • Пространственно-временные жанры искусства на Востоке;
  • Искусство книги и каллиграфия: от рукописи к плакату;
  • Ориентализм и феномен оксидентализма