Отдел искусства и материальной культуры

Статьи

Интервью с Белокреницким Вячеславом Яковлевичем

Головачев Валентин Цуньлиевич, Белокреницкий Вячеслав Яковлевич, Дубровская Динара Викторовна

Востоковед, пакистановед, историк, экономист. К. э. н. (1970, Институт востоковедения АН СССР), д. и. н. (1990, ИВ АН СССР), профессор (2003). Сотрудник ИВ АН СССР/РАН (1969–1974 и с 1977). Заведующий Центром изучения Среднего и Ближнего Востока ИВ АН СССР/РАН (с 1987).

Оксфордский справочник по египетской эпиграфике и палеографии

Лебедев Максим Александрович

Опыт цифровой эпиграфики в Гизе: гробницы Перинеджу

Лебедев Максим Александрович

Пресвитер Иоанн: деконструкция легенды

Дубровская Динара Викторовна

Сравнительный анализ картонажа мумии из гробницы Персенеба в Гизе (Египет)

Куватова Валерия Зуфаровна

Керамический комплекс позднего Древнего царства — Первого Переходного периода из гробницы Перинеджу в Гизе: новые данные о функционировании древнеегипетского некрополя в XXII–XXI вв. до н. э.

Малых Светлана Евгеньевна

Исключение из правила: как гений адаптации Маттео Риччи не сумел понять китайскую живопись

Дубровская Динара Викторовна

Статья посвящена интересному случаю художественной аккомодации, которая по целому ряду причин не случилась во времена лидера и одного из основателей миссии иезуитов в Китае Маттео Риччи (1552–1610), успешного проповедника и автора «правил Маттео Риччи», обосновывавших необходимость адаптировать миссионерскую деятельность и проповедь к верованиям, традициям и культуре страны пребывания. Автор выбирает для анализа две противоположные фигуры — китайского иезуита второго поколения, провинциального художника-пейзажиста У Ли (1632–1718) и итальянского художника, работавшего при дворе императоров маньчжурской династии Цин Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина; 1688–1766), пытаясь показать, какой путь прошла адаптация художественных приемов со времен основателя миссии Маттео Риччи, не принимавшего и не понимавшего китайскую живопись, и У Ли, не видевшего ценности живописи европейской, до Лан Шинина и его заказчиков — цинских императоров, создавших утонченный «оксиденталистский» стиль, сочетавший черты западной и китайской живописи. Автор приходит к выводу, что Маттео Риччи, пусть и использовавший в проповеди визуальные материалы в качестве подспорья устной проповеди, упускал огромную возможность «проповеди кистью», тогда как Джузеппе Кастильоне и его коллеги — европейские мастера, трудившиеся при дворе, по сути продолжали использовать «правила Риччи» и аккомодативный метод проповеди через адаптацию приемов европейской живописи к китайской, воспользовавшись соответствующим заказом представителей некитайской династии.

Раннехристианские и иудейские черты в иконографии «Жертвоприношения Авраама» в эфиопской живописи XIII–XIV вв.

Куватова Валерия Зуфаровна

Харпократ с царскими атрибутами и Харпократ-Эрот: египетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина

Малых Светлана Евгеньевна

Харпократа в эпоху взаимодействия восточной и западной культур привел к закономерному синтезу образов богов-детей египетского и античного мира — Хора-ребенка (Харпократа) и Эрота. Видимо, такие терракоты, имеющие больше эллинистических, нежели египетских черт, были востребованы населением городов птолемеевского и римского Египта.

Египетские рельефные фляги греко-римского времени в Гизе

Малых Светлана Евгеньевна

Страницы:   1