Отдел искусства и материальной культуры

Новости

23 октября 2024 года

Совместное заседание Гореликовского семинара и научного круглого стола Проблемы археологии и истории Ближнего Востока

Совместное заседание Гореликовского семинара и научного круглого стола Проблемы археологии и истории Ближнего Востока Совместное заседание Гореликовского семинара и научного круглого стола Проблемы археологии и истории Ближнего Востока

 
23 октября 2024 г. состоялось очередное заседание  Гореликовского семинара Отдела искусства и материальной культуры Института востоковедения РАН. В этот раз заседание прошло совместно с научным круглым столом «Проблемы археологии и истории Ближнего Востока» гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета.

23 октября 2024 г. состоялось очередное заседание  Гореликовского семинара Отдела искусства и материальной культуры Института востоковедения РАН. В этот раз заседание прошло совместно с научным круглым столом «Проблемы археологии и истории Ближнего Востока» гуманитарного факультета Воронежского государственного педагогического университета. На заседании прозвучали доклады доцента ВШЭ, канд. искусствоведения С. А. Зинченко и доцента ВГПУ, канд. ист. наук Т. В. Корниенко, объединенные общей темой «Космос и микрокосм в культуре докерамического неолита Передней Азии», напрямую связанной с одним из важных исследовательских направлений, представленным работой Отдела искусства и материальной культуры.

Т. В. Корниенко посвятила выступление территории Плодородного полумесяца, которая в период докерамического неолита, в 10-м–8-м тыс. до н. э., стала пространством, с которым были связаны важнейшие инновации того времени. Именно здесь начинают складываться ранние архитектурные традиции, включая возведение общественных монументальных сооружений, рождается особая система оформления построек элементами изобразительного искусства. Символическое оформление архитектуры этого периода перекликается с устойчивыми мотивами и сюжетами, отображенными в других видах материальных источников (каменные сосуды, песты, плакетки, «утюжки», фигурки, т. н. «натуральные макеты», погребения, клады и др.). Комплексный анализ этих
источников с учетом локального и широкого контекста дал автору доклада возможность выявить главные темы в картине мира носителей этой культуры, основные постулаты идеологии, сохранение, трансляция и передача которых осуществлялась через символы и ритуалы.

Макрокосм, представленный памятниками архитектуры, дополняется микрокосмом, проиллюстрированным изобразительными источниками меньшего масштаба. Эти произведения не только связаны с символикой архитектурных памятников, но и тезисно повторяют ее программу, напоминая о принципе сакральной тавтологии.  Одно из важных слагаемых пространства дома либо общественной постройки культового назначения — наполнение их как экземплярами «натуральных макетов», так и скульптурой. На сегодняшний день мы знаем разные варианты приоритетных образов, среди которых особо выделяется мотив «человек-животное». Исследовательский
интерес в области изучения «персонажей», представленных в скульптуре, был проиллюстрирован сообщением С. А. Зинченко о так называемых  «миксоморфных» персонажах.

В работе семинара приняли участие коллеги из Института археологии РАН, ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также магистранты ГАУГН и Воронежского государственного педагогического университета.


Новости отдела >>